Назад к списку

Как относиться к школьным оценкам 

 Я противник оценок. Любых оценок. "Хороший", "плохой", "неумный", "очень умный", "истина", "ложь". Особенное сопротивление у меня вызывает система школьных оценок. Уже давно ведутся обсуждения про её несовершенство, но меня она отталкивает тем, что подменяет собой цель обучения для ребёнка. Очень быстро наступает момент, когда ребёнок начинает учиться "за оценку", и потом переносит "за оценку" в жизнь и работу. В моём опыте проведения оценки сотрудников в компании, чаще всего людей интересует именно их оценка, некий балл. Они чувствуют беспокойство, если сам балл им не озвучили. Еще большее беспокойство вызывает у них нестандартная система оценок. Как бы им не объясняли, что оценка 2 в системе оценки компании это очень высокий балл, на уровне восприятия всё равно происходит отторжение "как? у меня двойка?". А вот что именно стоит за этой оценкой, баллом,


 интересовало сотрудников во вторую очередь, а то и вообще не интересовало. Так вот, я противник оценок, но не оценивания. Оценивание, как подведение итогов, резюме, обратная связь, это один из мощнейших инструментов обучения человека и его движения вперед. Увы, и мой ребёнок уже в системе оценок. В спортивной секции у него есть дневник, который он гордо мне демонстрировал и показывал пятерки за каждую дисциплину. Учитель, который занимается с ним подготовкой к школе, рисует пузатые пятёрки рядом с его рисунками. Так как я пока не готова забрать ребёнка из этой системы, я не даю системе проникнуть в мозг ребёнка. Не демонстрирую восторгов по поводу оценок, а прошу рассказать о его реальных достижениях. Убеждена, что оцениванию себя и принятию оценки (читай обратной связи) других очень важно научить ребёнка ещё до школы. Это поможет ему не только осознанно двигаться вперёд, но и смягчит страдание от предвзятости оценки, которой не избежать. Опять же по моему опыту со взрослыми, самый трудный вопрос для большинства "Как ты оцениваешь себя (свою работу, свои успехи\неудачи)?". Типичный ответ "Себя как то нехорошо оценивать. Я думал, вы мне сами поясните", второй по популярности "Я очень хорошо поработал. Ну были ошибки конечно, но у кого их не бывает" и на вопрос "Какие именно ошибки?"наступает ступор. И вот это самое печальное для меня, не хотеть и не уметь себя оценивать, а потом обидеться, что оценка других не соответсвует ожиданием. Это то, что мешает человек быть успешнее. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешен. Понятно, что здоровый азарт быть первым и лучшим, тоже очень важен в той системе школьных оценок. Но то, что на самом деле является ценностью - это умение ребёнка понять за счёт каких своих достижений и усилий он стал (или не стал) таким "хорошим". Не дневник с пятёрками ему пригодится в жизни, а умение понимать причины этих пятёрок.