В последнее время всё большую популярность набирает тема Эмоционального интеллекта. Пока наибольшее распространение она получает в бизнесе по отношению к развитию компетенции руководителя. А какой родитель тайно или явно не мечтает об успешной самореализации ребёнка во взрослой жизни? Поэтому с оглядкой на тенденции в бизнесе, говорим о тенденциях в воспитании. Если открыть любой сайт с предложениями о работе и прочесть требования к кандидатам, то значительная часть требований сводится не к профессиональным компетенциям (которые обозначают кратко – опыт работы в данной сфере), а именно к эмоциональным компетенциям: лидерство, гибкость, стрессоустойчивость, коммуникабельность. Сразу возникает вопрос, где всему этому учат? Одна из главных целей родителя была и остаётся дать образование, желательно высшее. С пелёнок мы начинаем учить с малышом математику, в пять лет он уже бегло читает, в двенадцать становится лучшим в классе по физике. В двадцать один обладатель красного диплома выходит из университета и… еще тратит определенное количество лет на понимание, чаще методом проб и ошибок, что такое гибкость, сопереживание, лидерство, и\или определенное количество денег на тренинги личностного роста. От чего же в большей степени зависит
успешность? По исследованиям, в которых сравнивается влияние уровня IQ и уровня EQ (эмоционального интеллекта) на успешность человека в социуме, большего успеха добиваются люди, которые наиболее развиты в эмоциональной сфере. Так уровень интеллекта обуславливает успех только на 40%, в то время как умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других, повышает возможность успешно реализовать себя до 60%. Знания и образование это безусловные ценности. И при этом, если ты не умеешь выстраивать отношения с людьми, понимать их потребности, улавливать их эмоциональные сигналы, твои знания и твой высокий интеллект просто могут быть не востребованы, не реализованы, другие просто могут не обратить на них внимание. Часто можно слышать выражение «он успешен, потому что он может подать (или продать) себя». Не связано ли это с тем, что некто в решающих ситуациях общения может заменить эмоцию страха, на эмоцию уверенности, эмоцию печали на эмоцию радости, эмоцию обиды на эмоцию движущей вперед агрессии? Скорее всего, один из секретов умения налаживать связи, выстраивать отношения, быть решительным в некомфортных ситуациях – это умение осознанно управлять своими эмоциями.Так почему же нам так нелегко ими управлять? Во-первых, у нас нет навыка их осознания и принятия. Исторически так сложилось, что чувства стали тем, что не прилично и не нужно обсуждать. Причины тому нужно искать на ранних этапах развития общества, когда человек был подвержен эмоциональным страстям и, вместо того, чтобы цивилизованно разумно договариваться с другим человеком, предпочитал сразу нецивилизованно эмоционально бить «в бубен». Как-то нужно было сдерживать животную эмоциональность человека, вот и возникла необходимость эти эмоции ограничивать, путём сдерживания и подавления. Мы же человеки разумные, а не какие-то там эмоциональные хулиганы! Во-вторых, у нас нет семейных традиций эмоционального воспитания. Припомните, что говорили вам про эмоции в детстве? Что-то типа «Будь сдержан», «Учись контролировать свои эмоции», «Перестань бояться» и так далее. Ни в семье, ни в школе нам никто не отвечал на вопрос как перестать бояться или контролировать эмоции. Вот и живём мы подавляя, а не осознавая, то что чувствуем, сдерживаясь, а не управляя своими эмоциями. В какой-то момент взрываемся эмоционально, чаще всего там, где это по нашему ощущению безопаснее всего – в семье. Или сдерживаемся так, что потом бегом бежим к врачу физику или психику лечить. А дети же они наши «зеркала», всё видят, всё копируют, всё повторяют. Так и получается, что как мы с эмоциями умеем обращаться, так и ребёнка учим, или он просто учится методом наблюдения за уже зашкаливающей эмоциями мамой или очень сдержанным в эмоциях папой. Поэтому хотите помочь ребёнку стать эмоционально образованным человеком, начните разговаривать с ним про эмоции. Только этот разговор начните с себя, задавая себе два простых вопроса «Что я чувствую сейчас?» «Почему я это чувствую?». Когда научитесь осознавать свои эмоции, научите и ребёнка осознавать его эмоции. Когда замечаете его эмоциональные состояния, спрашивайте «Что ты чувствуешь сейчас?», «Почему ты это чувствуешь?». Ведь именно сознание, в том числе и сознание своих эмоций, делает нас Человеком Разумным. А подавление эмоций делает нас человеком агрессивным и нерадостным. Всем эмоциональной осознанности и добра!