Часто мы говорим (или просто принимаем как аксиому), что ребёнок должен ходить в сад или в школу. И когда спрашиваешь «зачем?», популярный ответ «Ну как же? Социализация же!».
Самую запоминающуюся и глубокую лекцию про социализацию, я прослушала, сказав своим родителям, что, возможно, не поведу их внука в школу. Именно после этой лекции, я решила разобраться с социализацией, и вот что получилось… При этом всё что получилось, исключительно мои умозаключения и мнение, не готова дискутировать на эту тему.
Начну с определения.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
А теперь, прочтя определение социализации, прикладываем его на сад или школу.
1. Образцы поведения и психологические установки. Моё глубочайшее убеждение, что устойчивые образцы поведения как хорошие, так и не очень формирует своим примером семья. А большинство психологических установок хорошо бы сформировать до кризиса 7 лет, до того момента, когда ребёнок начнёт четко осознавать свою индивидуальность, отделяться от родителей и добавлять авторитетов из внешнего окружения. Образцы поведения, которые мой ребёнок периодически приносит из садика, мне чаще приходится корректировать и спрашивать от кого он их перенял, и реже радоваться их приобретению. Также всё чаще я разговариваю с сыном про установку «быть как все», которая настойчиво вкладывается в голову ребёнка в саду.
2. Социальные нормы и ценности. Это про нормы морали, про хорошее и плохое, про добро и зло, про прекрасное и безобразное, и про релиЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИВ школе создаётся здоровьесберегающая среда с возможностью быть в движении и на свежем воздухе.гиозные вопросы тоже. Процесс усвоения этих норм 100% задача родителей. Доверять их усвоение внешней среде очень рискованно, на мой взгляд. Часто родители, ограничивающие общение ребёнка с телевизором и компьютером, делают это как раз потому, что они не разделяют тех норм и ценностей, которые транслируются через ТВ и онлайн. Но контролировать нормы и ценности, которые транслируются в саду сложно, а в школе почти невозможно. Поэтому, я так спешу сформировать образцы поведения и установки, про которые было сказано в пункте выше, до того как ребёнок начнёт активно общаться с внешним миром, а мой авторитет уменьшится.
3. Знания и навыки. Тут тоже вопрос спорный. В сад берут детей, которые уже умеют пить из стакана, есть ложкой, ходить в туалет. Конечно, в саду мой ребёнок приобрёл чудесный навык рассказывания стихов, но это только потому, что для меня как родителя это не столь важно, и мы до трёх лет стихи особо не учили и не рассказывали. А читать и считать, сын научился заранее в семье. Мы не стали дожидаться, когда по стандарту в 6 лет этому начнут учить в саду. В школу берут детей, которые умеют читать, писать, считать. Сейчас не умолкают споры о качестве и объеме тех знаний и навыков, которые даёт современная школа.
Получается, чтобы отдать ребёнка социализироваться, родитель должен его уже социализировать. А когда он начнёт «как бы социализироваться» там, куда родителю положено ребёнка отдавать, и социализация в какой то момент пойдёт не так (хулиганит или двойку получил), то вопросы опять родителю социализирующие учреждения задавать будут.
И ещё получается, что для действительно успешного функционирования в обществе социализация должна быть в семье, а не в учебных учреждениях. Поэтому вести ребёнка в садик или в школу с целью его социализации это нереалистичная цель! Или подмена целей. Возможно, говоря «социализация» родитель имеет ввиду что-то другое. Например, общение со сверстниками или опыт взаимодействия с людьми вне семьи. Хотя, если задуматься, общение или опыт взаимодействия легко можно найти вне школы и сада, просто это самые привычные и легкодоступные способы.
Тема целеполагания это отдельная большая тема, коснусь её немного. Я вожу сына в сад, но, как уже стало понятно, не для социализации. Моя цель – дать ему возможность получать то, что для него важно и то, что я не могу дать в семье в нужном ему объеме – это внимание. Мой сын требует много внимания. Он не любит быть один, играть один, делать что либо один. Ему нужно делать с кем-то, и чтобы этот кто-то постоянно выдавал реакцию на его действия. Оставаясь дома со мной, он не может получить свою важность. Я, в силу разных причин, не могу и не готова давать ему внимание в требуемом объеме. А походы в детский сад полностью его обеспечивают вниманием. Поэтому я не жду от сада ничего кроме внимания детей к моему ребёнку, и готова сознательно платить ту цену, которую требует сад в виде моих вложений в коррекцию скопированного образца поведения или навязываемой психологической установки.
С целью для школы я пока определяюсь, думая про то, что знания можно получать вне стен школы…Ну как минимум целью будет точно не социализация.
Всем добра!